- Эней
- (греч. Aineias), в греч. — рим. мифологии сын троянца Анхиса и Афродиты, муж Креусы. После захвата греками Трои Э. с сыном и родственниками покинул по совету матери горящий город и вынес парализованного отца, при этом потерял Креусу. В Делосе он, повинуясь предсказанию оракула, принял решение отправиться в страну своих предков (Италию). Во время путешествия Э. посетил Гелена в Эпире и Акеста в Сицилии, где умер Анхис. Посланная Эолом буря прибила его корабли к берегам Карфагена. Его встретила карфагенская царица Дидона и влюбилась в него. Тщетно пыталась она задержать Э. у себя. Верный своему решению, Э. покинул Карфаген. Дидона не вынесла разлуки и лишила себя жизни, как только корабли возлюбленного отплыли. После прибытия в Италию Э. вместе с кумской Сивиллой спускается в преисподнюю, где Анхис предсказывает ему будущее вплоть до времен императора Августа. После этого Э. на корабле отправляется в Лаций, знакомится с царем Латином и просит руки его дочери Лавинии. В тяжелом поединке Э. побеждает жениха Лавинии Турна, царя рутулов, женится, наследует трон и основывает г. Лавинии. В «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах Афродите Э. — выходец одной из ветвей троянского рода и самый отважный воин после Гектора — играет второстеп. роль. Миф об Э. был известен римлянам уже ок. 500 до н. э. от этрусков. В 5 в. он упоминается в греч. литературе как основатель Рима. Позднее, исходя из хронологии, между деяниями Э. и основанием Рима (Троя была разрушена в 1184 до н. э., а Рим основан в 753 до н. э.) был включен период правления династии альбанских царей. Э. считался мифич. родоначальником римлян (которые в связи с этим иногда назывались энеадами), в частности рода Юлиев, берущего свое назв. от имени сына Э. Юла. Юлий Цезарь, а также его приемный сын и наследник Август использовали свое мифич. генеалогич. происхождение от Э. и Венеры в интересах укрепления своей великодержавной власти. Своей верностью долгу, благочестием и любовью к детям Э. как нельзя более подходил римлянам как герой. В «Энеиде» Вергилия Э. предстает как яркое воплощение этих высокочтимых рим. качеств. Однако наделен он был ими ранее, как основоположник рим. политич. власти в соответствии с существовавшими в то время этич. взглядами. Одну из причин вражды между Римом и Карфагеном видели в отношениях между Э. и Дидоной. В многочисл. Произведениях искусства (преим. в скульптуре) Э. изображался несущим на плечах своего отца. Использовался также сюжет о любви Э. и Дидоны (полотна Рубенса, Тинторетто, Пуссена). В лит. произведениях послеантичного периода образ Э. отходит на второй план, уступая центральное место Дидоне.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.